Современные технологии, используемые при ремонте дорог в рамках нацпроекта БКАД
Материал подготовлен совместно с ООО «Асфальт-Качество»
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартовал в 2019 году, преследует две цели, как понятно из его названия: сделать дороги в нашей стране более качественными и современными, а главное – безопасными. Но как это делается?
Отличительной особенностью проекта является то, что в его рамках применяются современные технологии в области дорожного строительства и ремонта, которые значительно повышают прочность дорожного полотна, обеспечивая не только его высокое качество, но и длительный срок службы.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон, битум на полимерной основе, лента «БРИТ-А», черный щебень, жесткоукатываемый бетон, геосетка между слоями асфальтобетона и технология «Сларри Сил» – именно они, в том числе, сделают наши дороги лучше и долговечнее.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон с применением битума на полимерной основе
Из многих разновидностей асфальтовых смесей именно щебеночно-мастичный состав отличается долговечностью, стойкостью и низким уровнем шума. В прошлом его использовали лишь для строительства дорог с повышенной нагрузкой, однако в рамках «БКАД» его применение становится повсеместным.
Преимущества щебеночно-мастичного асфальта:
- стойкость к высоким нагрузкам
- длительный срок службы
- устойчивость к расслаиванию
- стойкость к деформации (образованию колеи)
- низкий уровень шума от трения с колесами
- высокая водостойкость
Внушительные преимущества, согласны? А теперь давайте посмотрим, за счет чего это достигается. 20-30% – на столько в нем больше щебня, по сравнению с обычным асфальтом. Используется битум на полимерной основе, которого больше, чем в других асфальтовых составах. Производится строгий контроль долей фракций щебня. Применяются стабилизирующие добавки: волокна целлюлозы, гранулы на основе асбеста, резиновые частицы или акриловые волокна с высокой прочностью. Кстати, именно такой асфальтобетон используется в Европе на особо загруженных магистралях.
Лента «БРИТ-А»
Как известно, физически невозможно уложить асфальт сразу на всю протяженность автомобильной дороги, поэтому это делается участками определенной протяженности. Но как обеспечить лучшую стыковку и герметизацию асфальта? С помощью современного конструктивного материала – ленты «БРИТ-А».
Что в ней особенного? То, что данная стыковочная лента обладает исключительными характеристиками, по сравнению с аналогами:
- температура размягчения – 80-90°C
- хрупкость по Фраасу – менее -15°C
- водопоглощение – до 0,3% в сутки
- глубина погружения иглы при 25°C – 5-6 мм
Торцы ленты также обработаны минеральными компонентами, а внешняя сторона – адгезионным материалом. Все это делает ленту «БРИТ-А» превосходным стыковочным материалом для герметизации, который способен продлить срок службы дорожного полотна.
Черный щебень
Черный щебень, о котором сейчас пойдет речь, это не просто окрашенный или угольный щебень, а искусственный материал, который был создан специально для дорожного строительства.
Черный щебень представляет собой смесь горных пород – гранитного, гравийного и известнякового щебня. Также состав пропитывается вяжущими компонентами, где чаще всего используется нефтяной битум или дегти в количество около 3%.
Применяется данный материал для устройства основания и нижних слоев дорожного покрытия, в том числе и при строительстве аэродромов. Но какими преимуществами обладает черный щебень, если сравнивать его с «конкурентами»?
Не важно, используется ли расклинцовка (метод заклинки) или же щебень укладывается смешанными фракциями, данный материал обладает следующими преимуществами:
- высокая стойкость к внешним нагрузкам
- устойчивость к продольным сдвигам покрытия
- всесезонность
- способность к самостоятельному уплотнению
- сопротивляемость появлению скольжения
- вероятность появления трещин сводится к минимуму
Таким образом, черный щебень может «дать фору» любому другому щебеночному материалу, что делает его лучшим в данной категории.
Жесткоукатываемый бетон
Жесткий или жесткоукатываемый бетон широко используется на территории Евросоюза, США и Канады, а на данный момент этот материал применяется и в России.
Главным образом, жесткий бетон применяется при обустройстве дорожного покрытия, и в этой сфере имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- обладает большой прочностью, препятствует образованию колеи
- хорошо держит высокие нагрузки, которые создает большегрузный транспорт
- укладка покрытия на данное основание разрешается сразу после уплотнения бетонной смеси
- остальные эксплуатационные характеристики материала находятся на высоком уровне
- себестоимость жесткого бетона ниже за счет более низкого содержания цемента и возможности использовать в качестве наполнителя различные материалы
Таким образом, мы получаем основание с хорошими характеристиками, а доступность материала обеспечивает беспроблемное использование – преимущества «на лицо».
Укладка геосетки между слоями асфальта
Еще одним новшеством современного дорожного строительства является укладка геосетки не только в глубоких слоях дорожного полотна, но и между слоями асфальтобетона. Проливка битумными эмульсиями также заставляет сетку прилипать, способствуя более жесткой фиксации.
Какую функцию выполняет геосетка? Ее основная задача – армирование, за счет чего нагрузка распределяется более равномерно, а прочность полотна ощутимо возрастает, как и все остальные эксплуатационные характеристики.
Также геосетка между слоями асфальтобетона препятствует расползанию материала и появлению трещин, что способствует увеличению срока службы покрытия. Сама геосетка изготовлена из синтетических материалов, за счет чего влияние внешней среды и высоких температур сводится к минимуму.
А теперь перейдем к еще одной технологии, которая значительно увеличивает срок службы дорожного покрытия.
«Сларри Сил»
Даже если построить самую качественную дорогу, внешние факторы и время сделают свое дело, за счет чего покрытие будет подвергаться износу, что вполне естественно. Однако, «естественно» не значит «необратимо».
«Сларри Сил» является именно технологией укладки асфальта, причем очень тонким слоем. Однако это не совсем асфальт в привычном понимании. Состав раствора «Сларри» представляет собой выверенные в лабораторных условиях соотношения выборного щебня, вяжущего материала в виде битумной эмульсии, специальных добавок и мелких наполнителей.
Распыление данного раствора позволяет ему проникнуть в мелкие и крупные трещины, пустоты и другие повреждения полотна, где смесь повышает его фрикционные характеристики, атмосферостойкость, герметичность и обеспечивает обновленный внешний вид поверхности, а также создает защитный слой, препятствующий износу. Таким образом, сроки капитального ремонта можно смело переносить на несколько лет.
Существует 3 типа раствора «Сларри»:
1) С использованием мелкого щебня – подходит для дорог с низкой транспортной нагрузкой и небольшими повреждениями.
2) С использованием среднего щебня – соответственно, для дорог со средней интенсивностью движения и средним уровнем повреждений.
3) С использованием крупного щебня – спасает даже от дорожных разломов, отлично подходит для особо загруженных автомагистралей.
Еще одним преимуществом состава является то, что уже через 10 минут после проливки по дороге разрешается движение автомобилей, однако первые несколько суток рекомендуется соблюдать ограниченную скорость 40 км/ч, чтобы снизить вероятность того, что щебень будет вылетать из под колес транспорта.
Думаем, что дополнительные комментарии тут излишни, вряд ли кто-то не согласится с исключительной пользой данной технологии, которая в буквальном смысле восстанавливает поврежденный асфальт.
Проект «БКАД» стартовал, относительно, не так давно, впереди еще много работы, однако уже сейчас жители многих регионов России своими глазами могут наблюдать за тем, как дороги становятся лучше, долговечнее и безопаснее.
Комментарии
Нет комментариев